Психологический
центр Светланы Черкасовой

Получать самые свежие новости,
статьи и расписание мероприятий:

Коучинг – это что такое? Инструкция по применению

Будучи любознательным 26-летним журналистом, корреспондентом двух печатных изданий и услышав новое для себя слово, — «коучинг», — я спросила у Яндекса: — «Коучинг – это что такое?». И Яндекс мне тогда что-то ответил (уже не помню что именно). Но это что-то настолько захватило моё внимание, что я решила написать про коучинг сразу две статьи! В оба издания, на благо которых я тогда трудилась. Дело было в далёком 2008 году.

Содержание

Как я пришла брать интервью и… решила стать КОУЧЕМ

Coaching

 

Сказано – сделано! Согласовав возможность публикации статей о коучинге в обоих изданиях (недолго просуществовавшем журнале для бухгалтеров BuhStyle и газете «Работа сегодня», статьи из которой также печатались на ныне почившем работном сайте JOB.RU), — я пошла в Интернет и стала собирать информацию.

Где можно получить информацию из «первых рук»? Ну, конечно же, — у самих коучей. А ещё лучше, — у тех, кто их учит. А в идеале, — у действующих коучей, которые обучают коучингу других. Любезный Яндекс в числе первых в выдаче по словосочетанию «обучение коучингу» предъявил мне несколько компаний, из которых я выбрала две, — «Международную Академию коучинга» под руководством Светланы Чумаковой и «Русскую школу коучинга Восток-Запад» под руководством Андрея Королихина.

С Ладой Королихиной, — ведущим коучем «Русской школы коучинга» мы тогда пообщались по телефону. А Светлана Чумакова пригласила меня на очное интервью к ним в офис, располагавшийся тогда на Садовом кольце, неподалёку от Баррикадной. Мы побеседовали, и Светлана Юрьевна предложила мне поучаствовать в коуч-сессии в качестве клиента одной из выпускниц Академии, — ну чтобы полностью прочувствовать на себе, что же такое коучинг и коуч-сессия. Конечно же, — от такого предложения я просто не могла отказаться!

Машина времени: в будущее и обратно

Coaching-eto-chto

 

В назначенный день я пришла в Академию, где меня уже ждала приятная девушка Лейла, с которой мы предварительно договорились о встрече по телефону. Мы зашли в аудиторию, расположились за столом. Познакомились. Лейла спросила, — чем я занимаюсь, задала ещё несколько вопросов обо мне и затем спросила, — чего бы мне хотелось от сессии и от жизни вообще.

Я рассказала ей, что хочу свой Центр, — психологический или что-то в этом роде, где ДРУГИЕ специалисты (профессиональные психологи, — я же тогда не имела никаких компетенций в этом) будут помогать людям справляться с различными психологическими проблемами. А я буду ими руководить и решать оргвопросы :))

И дальше началось ВОЛШЕБСТВО. Лейла разложила на полу несколько бумажек – одну над другой, — и предложила мне встать на первую. И рассказать, — где находится этот Центр, как там всё выгляди внутри, что за люди меня окружают… Я закрыла глаза и понеслось! Минут 5 я без остановки говорила, говорила, говорила…

Затем мы перешли на следующую бумажку. Там Лейла спросила, что делаю я, и чем занимаются мои коллеги? И снова я погрузилась в «будущее» на несколько минут.

А на следующем уровне мы говорили о МОИХ СПОСОБНОСТЯХ, которые мне будут нужны для этой деятельности. И о том, как развить те, которых не хватает.

На четвёртой ступеньке речь зашла о том, почему для меня это ЦЕННО (мы говорили о ценностях в моей жизни вообще и как они могут быть реализованы в этой деятельности, — создании и управлении Психологическим центром).

На пятой ступеньке Лейла спросила, — КЕМ я себя чувствую, когда занимаюсь всем этим.

А на самой последней, шестой ступени, — был разговор о том, — для кого ещё кроме себя я это делаю.

А после мы прошли по тем же ступеням в обратном направлении и ещё раз проговорили все этапы. Но наполнение самых нижних ступеней, после прохождения верхних, несколько поменялось… Забегая вперёд, скажу, что это была «Пирамида логических уровней» Роберта Диллтса, — очень популярный коучинговый инструмент, который я сама, став коучем, безумно полюбила и частенько использую. И даже взяла её за основу при создании серии консультаций по поиску Предназначения (об этом можно прочитать в статье «Как найти своё Предназначение в жизни, — личный опыт психолога»).

Час пролетел незаметно. Коуч-сессия подошла к концу. Мы обсудили итоги сессии, я поблагодарила Лейлу и вышла. С абсолютной уверенностью в том, что коучинг – это то, что мне надо. Что именно он может стать мостиком от моей тогдашней журналисткой деятельности к помощи людям.

В это время уже был в самом разгаре финансовый кризис 2008-2009 годов. На основной работе, где я была штатным корреспондентом, — всю редакцию, в том числе и меня, — сократили в феврале 2009 года. И выплатили денег ровно столько, чтобы хватило съездить в велопутешествие по двум странам Европы и пройти 4-месячное обучение коучингу с получением сертификата «Эриксоновского университета коучинга» (последнее обошлось мне в 100 тысяч рублей). То есть, всё сложилось таким образом, что без каких бы то ни было моих глобальных усилий, у меня освободилось время (а в журнале я работала по 5-дневке) и деньги на прохождение обучения.

В феврале начались занятия. Всего было 4 модуля по 4 дня, с интервалом месяц между каждым модулем (время давалось на отработку полученных знаний и превращения их в навыки). В мае я сдала итоговый экзамен и получила свой Сертификат КОУЧА.

sertifikat-coacha-eriksonovskogo-universiteta

Дальше я начала практиковать. Сначала – предложила пройти коуч-сессии многим своим знакомым. И провела с ними порядка 20 сессий. Этого мне показалось, конечно же, мало. И тогда я решила обратиться в «Женский деловой центр», о котором я незадолго до этого писала статью, — и предложить бесплатно работать с его подопечными. Договорилась с заместителем директора. Он предложил мне прийти на их открытый семинар для потенциальных предпринимателей (Центр сотрудничал со Службой занятости, которая направляла туда желающих открыть своё дело) и рассказать о себе.

В итоге человек 20 из 50, присутствовавших на семинаре, захотели поучаствовать в коуч-сессиях. Таким образом, я провела ещё примерно 40 сессий (поскольку предлагала получить до 3 сессий бесплатно каждому желающему, среди которых, кстати, были и мужчины, хоть центр и назывался «Женским»:)).

Итого за первые 4-5 месяцев после обучения я провела порядка 60 сессий. Мне нравилось это занятие! У меня получалось (люди стали обращаться ко мне повторно)! Однако тогда я не смогла полностью сменить свою деятельность и по-прежнему оставалась в первую очередь, — журналистом. Ещё долгих 7 лет… Но это уже другая история.

Что же такое коучинг — простыми словами

За 16-дневное погружение в обучение коучингу, в составе группы из примерно 18-20 человек, о коучинге я узнала ОЧЕНЬ МНОГО. И если сформулировать одной фразой, — что же такое коучинг, то я бы сказала, что это

«ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ КЛИЕНТА К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ СЕБЯ, СВОИХ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕЛЕЙ И ПОМОГУТ ЕМУ НАЙТИ САМЫЙ КОРОТКИЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ»

Если изобразить схематично и кратко, то процесс коучинга выглядит так:

ВОПРОСЫ ->> ПОИСК ЦЕЛИ ->> ПРОВЕРКА НА «ИСТИННОСТЬ» и ДОСТИЖИМОСТЬ ->> РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДОСТИЖЕНИЯ ЭТОЙ ЦЕЛИ ->> СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТА и КОРРЕКТИРОВКА МАРШРУТА

В процессе коуч-сессии коуч помогает клиенту РАСКОПАТЬ то, что клиент И САМ ЗНАЕТ, но что он не может систематизировать и «разложить по полочкам» быстро и эффективно.

Коуч НИЧЕГО НЕ СОВЕТУЕТ.

Он НЕ КРИТИКУЕТ КЛИЕНТА И ЕГО ДЕЙСТВИЯ.

Он НЕ ГОВОРИТ «Я ЗНАЮ, КАК ДЛЯ ТЕБЯ ЛУЧШЕ И КАК ПРАВИЛЬНО» (коуч не знает). Он НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКСПЕРТОМ НИ В ЖИЗНИ КЛИЕНТА, НИ В ЕГО РАБОТЕ. Он может в принципе ничего не знать о ПРЕДМЕТЕ, обсуждаемом на коуч-сессии.

Коуч не может дать 100%-ю гарантию, что разработанный совместно с клиентом план клиент ВЫПОЛНИТ.

Но это тот человек, кто ПОМОЖЕТ РАЗОБРАТЬСЯ и НАЙТИ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ И САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КЛИЕНТА, ПУТЬ. И поможет НАЙТИ МОТИВАЦИЮ достичь поставленную цель.

Коучинг vs психотерапия

Razlichia-coachinga-i-psihoterapii

— «Чем же отличается коучинг от психотерапии?» — этим вопросом задаются многие. И я вам расскажу об одном самом главном отличии.

Коучинг – это «взгляд в будущее». Вся работа базируется на том, что КЛИЕНТ ГОТОВ К ИЗМЕНЕНИЯМ.

То есть коуч всегда исходит из того, что на пути к постановке целей и к их достижению у клиента ЕСТЬ ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ, чтобы достичь всего того, что клиент ХОЧЕТ.

У клиента при этом может не быть всех необходимых ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ (знаний, способностей, времени, денег и пр.), — и это нормально для коучинга. В этом случае клиент и коуч совместными усилиями ищут, — ГДЕ можно эти ресурсы приобрести с НАИМЕНЬШИМИ ВЛОЖЕНИЯМИ (то есть наиболее быстро и эффективно) или ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ недостающие ресурсы (например, нет знаний и способностей, но есть деньги, чтобы нанять специалистов, у которых эти знания и способности имеются и т.п.).

Психотерапия – это, как минимум на 50%, — работа с прошлым (иногда на первых этапах работа с прошлым может занимать до 100% терапевтических сессий). Потому что к психологу/психотерапевту клиент часто приходит в состоянии ОТСУТСТВИЯ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ от слова «совсем». И если эти ресурсы не восстановить, то ни о каком «светлом будущем», то есть ни о какой постановке и достижении целей, — и речи не идёт.

Знаете, это как пытаться поднять больного упавшего человека и пинать его в сторону прекрасных достижений. Даже если «пинальщик» (в данном случае, — это коуч) очень хочет помочь. Даже если сам «больной и обессиленный» (клиент) очень хочет туда идти (или даже бежать). У них всё равно ничего не выйдет. Потому что сначала им нужен ВРАЧ, который этого больного и обессиленного вылечит. И вот этим «ВРАЧОМ» является психотерапевт.

Что я подразумеваю под «отсутствием внутренних ресурсов» у клиента?

— Психологические (душевные) травмы, — в том числе детские;

— Сильно заниженная самооценка, неуверенность в себе и неверие в свои силы;

— Отсутствие сепарации от родителей и, как следствие, — «сливание» своих ресурсов в родительскую семью;

— Различные негативные родовые сценарии и динамики, переплетения и проживание «не своей» жизни (об этом можно почитать в статье «Расстановки по Хеллингеру. Информация из первых рук. Часть 2» — https://cherkasova1.ru/rasstanovki-po-hellingeru-chto-eto-takoe-2/)

— Страхи, ограничивающие установки, панические состояния, мешающие достижению желаемого.

Конечно же, после проработки всего вышеперечисленного (а часто прямо в процессе проработки того или иного состояния), — психотерапевт также помогает клиенту «посмотреть в будущее» и спланировать, куда тот может направить высвободившуюся энергию.

Однако с будущим (детальной постановкой целей и разработкой путей их достижения) всё же лучше работает коуч. Ну или специалист, который имеет обе компетенции (психолога и коуча). Как я:)).

Методы, техники и инструменты коучинга

В психологии есть так называемые «МОДАЛЬНОСТИ», то есть направления (например, психоанализ, транзактный анализ, трансперсональная психология, гештальт-подход, телесноориентированная психотерапия, расстановки, эмоционально-образная терапия, психодрама и другие).  И в каждом подходе – набор своих инструментов, которые частично похожи друг на другу, а частично – совершенно уникальны.

Коучинг не является модальностью психотерапии, но при этом тоже является «помогающим» направлением (есть такой термин – «помогающий практик», и коуча можно к нему отнести). В коучинге есть свои техники и методы. Про основные я вам сейчас расскажу.

Итак, одна из очень известных техник, —

«КОЛЕСО ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА».

Koleso-zhiznennogo-balansa

В «классической версии» состоит из 8-10 секторов (можно делать меньше или больше, на усмотрение коуча, клиента и в зависимости от поставленной цели). Смысл работы с «Колесом», — диагностика всей жизни и выявление тех сфер, которые «проседают» (т.е. которыми клиент не удовлетворён). Это позволяет взглянуть на свою жизнь как бы «со стороны», взглядом аналитика, — и выбрать одну или несколько сфер, с которых можно начать изменения (т.е. с которых можно начать работу с коучем).

«Колесо баланса» можно использовать не только для анализа удовлетворённости жизнью и уровня реализации той или иной её сферы, но также этот инструмент можно использовать для оценки бизнеса, развития компетенций и чего угодно, где можно выделить определённые сферы (направления).

Проверка целей по SMART

SMARTER

Прежде, чем «взять цель в работу» мы (коучи) обязательно проверяем её по нескольким пунктам. А именно, насколько она:

Конкретная (иначе это мечта)

Измеримая (иначе это эфемерная мечта)

Достижимая (мы за реалистичность, — иначе зачем тратить силы впустую? Чудеса, конечно, случаются, но делать на них ставку – это не про коучинг)

Ориентированная на результат (просто действие – тоже может быть; но тогда зачем коучинг???)

Ограниченная во времени (т.е. имеет срок предполагаемого исполнения).

Также можно добавить ещё два второстепенных пункта:

Экологичная (т.е. не причинит ли достижение цели серьёзного вреда кому-либо)

Фиксированная (т.е. чётко прописать всё то, что получилось в предыдущих пунктах).

Пирамида логических уровней Р. Диллтса

kak-najti-svoyo-prednaznachenie-v-zhizni

Piramida-logicheskih-urovney-R.Dilltsa

О ней я уже упоминала, когда рассказывала вам о своей самой первой в жизни коуч-сессии в качестве клиента. Эта техника, которая позволяет провести клиента от простых и понятных, желаемых «здесь и сейчас» (окружения, действий) до понимания своих ценностей и значимости этих «простых действий» для людей и мира (т.е. провести мощную связь между деятельностью и Предназначением).

Инструмент я очень люблю и использую очень-очень часто в своей работе.

Модель GROW

model-GROW

Эта модель состоит из проверки четырёх составляющих:

  • Постановка цели.
  • Определение, где клиент находится сейчас (в какой точке по отношению к достижению цели)
  • Рассмотрение вариантов действий, которые он может выполнить на пути достижения цели.
  • Конкретные шаги, которые он фактически намерен предпринять (т.е. разработка плана конкретных действий).

 

Модель SCORE

model-SCORE

Применяется для сбора информации о текущей ситуации и о желаемых изменениях.

S (symptom) – актуальное состояние

С (cause) – причины, которые к нему привели

O (outcome) – желаемое состояние (какой я должен быть, чтобы это получить)

R (resource) – необходимые ресурсы

E (effect) – эффект, цель, к которой стремлюсь

 

SWOT-анализ

SWOT-analiz-obshiy

Используется, когда необходимо сделать оценку внутренних и внешних факторов в рамках стратегического планирования.

К внутренним факторам относятся сильные и слабые стороны (проекта, компании и т.п.), а к внешним – возможности и угрозы (риски).

Также этот анализ может применяться в лайф-коучинге при оценке ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА. И тогда схема будет выглядеть так:

SWOT-analiz

В этом случае оцениваются сильные и слабые стороны конкретного человека относительно достижения конкретной цели или в общем, плюс возможности и то, что является для него в настоящее время недоступным, нереализованным.

 

Техника «4 позиции восприятия»

4-pozicii-vospriyatiya

Техника используется, когда необходимо взглянуть на ситуацию или действие с позиции нескольких её участников, а также оценить со стороны (то есть максимально объективно, беспристрастно, — из «МЕТА-ПОЗИЦИИ»).

В чём-то это похоже на расстановочный процесс (расстановку), когда клиент «примеряет» на себя разные роли и, вживаясь в них на короткое время, может оценивать ситуацию не только со своей точки зрения, но и с других позиций.

 

Квадрат Декарта

tehnika-prinyatiya-reshenij-kvadrat-dekarta

Эта техника помогает рассмотреть все «за» и «против» в ситуации, когда трудно принять какое-либо решение.

 

Работа с метафорическими ассоциативными картами (МАК)

Moi-metaforicheskie-karty-coach-pomosh

Я, как игропрактик и специалист по МАК с почти трёхлетним стажем, метафорические карты вообще очень люблю. Этот проективный инструмент помогает заглянуть глубоко-глубоко в подсознание клиента и вынести оттуда на поверхность (то есть в сознание) то, о чём клиент мог даже не догадываться. Но то, что на самом деле очень важно для него и его жизни.

И в своей коучинговой практике я также активно использую МАК «Коуч-помощь» прекрасного психолога Людмилы Ивановской, у которой я когда-то училась. Этот набор помогает решать самые разные клиентские запросы быстро и очень точно.

Также на рынке есть и другие коучинговые метафорические карты.

Например:

— Метафорические ассоциативные карты «КАК», содержащие в себе карты с коучинговыми моделями + набор карт с картинками;

— Коучинговые карты «Будущее», также состоящие из картиночной колоды и набора карт с коучинговыми вопросами;

Карты «Коучинг решения выхода из тупиков», — тоже картинки + коучинговые вопросы;

— Колода с говорящим названием «505 коучинговых вопросов», — в которой 505 карточек с самыми-самыми разными коучинговыми вопросами, разделёнными по группам.

Конечно же, на этом список коучинговых инструментов не исчерпан. Их очень-очень-очень много. Для разных видов коучинга, ситуаций, клиентов… Какой выбрать и предложить клиенту, — решает сам коуч. И чем больше в его арсенале инструментов и техник, — тем более «ювелирной» и результативной будет коучинг.

 

Виды коучинга

Видов коучинга довольно много. Это лайф- и бизнес-коучинг, индивидуальный и групповой, системный, командный, карьерный, управленческий…

И если вы спросите у Яндекса про «виды коучинга», то также узнаете, что существует трансформационный, голографический, духовный, кросс-коучинг, интегральный, эмоциональный, корневой, витальный.

Я не буду вам рассказывать про каждый из них. Скажу лишь, что некоторые направления коучинга вполне «легализованы», то есть имеют официальный статус (признаются профессиональным сообществом). Например, разделение на бизнес-коучинг и лайф-коучинг (из названий понятно, что один – коучинг бизнес-процессов, а второй, — это про жизненные достижения отдельно взятого человека) – вполне устоявшиеся и всем понятные направления.

А вот голографический, витальный, духовный и подобные им виды, — это уже придумки их авторов. И не всегда это может быть про коучинг…

Кому и зачем нужен коучинг

Coaching-eto-chto-takoe

Коучинг помогает принять решение, рассмотреть ситуацию с разных сторон (в том числе взглянуть на неё «сверху»). Всего одна-две коуч-сессии может помочь «разложить по полочкам» то, что казалось ужасом и хаосом, в котором ничего невозможно понять и с которым ничего невозможно сделать.

Конечно же, если речь идёт о глобальных изменениях, — тогда и коуч-сессий должно быть минимум 7-10. Ну а если ещё и мало внутренних ресурсов и много психологических травм, — тогда лучше начать с работы с ними, а не с постановки и достижения глобальных целей. И если вы хотите попробовать использовать этот прекрасный инструмент, то вам, — СЮДА.

 

Как выбрать коуча

Komu-i-zachem-nuzhen-coaching

Сегодня развелось очень много людей, называющих себя «коучами». Немало также и тех, кто предлагает обучить коучингу. При этом зачастую сами эти люди никакого отношения к коучингу не имеют и коучами – НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Просто им понравилось это слово, и они решили себя так называть.

И если вы слышите «Я ВАС НАУЧУ, КАК НАДО …..» (далее следует список того, чему человек предлагает научить, например, продавать/продвигать/обучать других/писать статьи и пр.), — это НЕ КОУЧИНГ. Это может быть менторство, наставничество или что-то другое. Но точно не коучинг.

И, как правило, эти люди, — не проходили никакого обучения коучингу (скорее всего, они учились инфобизнесу, и именно там им рекомендовали называть себя коучами). И никаких дипломов и сертификатов серьёзных учебных заведений (одним из самых известных является Международный Эриксоновский университет), — просто нет. В самом лучшем случае они посетили двухдневный тренинг одного из таких же инфобизнесменов.

На самом деле, коучингу надо учиться. Пусть не 500 часов в вузе, но хотя бы 60 часов на сертифицированной программе серьёзного учебного заведения. И сдать экзамен. И получить соответствующий сертификат.

Только тогда можно называть себя «коучем», а свою деятельность – «коучингом» и «коуч-сессиями». Всё остальное – это псевдокоучинг.

Надеюсь, после всего прочитанного вам стало немного более ясно, — коучинг – это что такое. И вы получили ответы на свои вопросы о нём.

И, если после всего прочитанного вы поняли, что коучинг и коуч в моём лице может помочь вам решить важные жизненные задачи, поставить цели и достичь их, а возможно, — что и профессиональный психолог вам тоже нужен, — обращайтесь! Буду рада вам помочь сделать вашу жизнь более наполненной и счастливой и достичь ваши жизненные цели!

Более подробную информацию о коуч-сессиях можно прочитать ЗДЕСЬ.

Оцените статью и поделитесь:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Коментарии: нет

    Оставить комментарий
    X
    Заказать обратный звонок