Психологический
центр Светланы Черкасовой

Техники, которые помогут вам
стать гармоничными, радостными,
довольными жизнью

Игровая профориентация для школьников в Москве: интересно и познавательно!

Когда вы слышите словосочетание «игровая профориентация для школьников», что вы себе представляете?

Думаю, у большинства читателей это ассоциируется с так называемыми «парками (городами) профессий», которые в последние несколько лет приобрели большую популярность. Я угадала?

В Москве самые крупные и известные — три проекта: «Мастерславль», «Кидбург» и «Город мастеров». Там дети могут себя попробовать в роли различных специалистов, познакомиться с профессией «изнутри». И это действительно может помочь определиться с выбором.

Однако в этой статье я хочу рассказать вам о другом виде игровой профориентации для подростков, — настольных профориентационных играх. И, в частности, об игре, которую регулярно провожу я, — психолог Светлана Черкасова. Это игра «Калейдоскоп профессий».

Содержание

Как я выбирала профориентационную игру

Несмотря на то, что настольные игры для детей и взрослых сегодня пользуются огромной популярностью, именно профориентационных настольных игр на рынке раз, два и обчёлся, то есть их все буквально можно пересчитать по пальцам.

Поэтому когда мои взрослые клиентки, которые играли со мной в трансформационную психологическую игру «Встреча с собой» (ссылка), приходили на индивидуальные консультации или участвовали в моих тренингах, стали просить меня «найти что-нибудь по профориентации подростков», я потратила некоторое время, чтобы изучить рынок.

И, по большому счёту, выбор был достаточно невелик. На тот момент было только три производителя, — «Навигатум», «Атлас новых профессий» и «Уникум». Игры первых двух производителей интересные, многогранные, но скорее они предназначены для регулярных профориентационных занятий, к примеру, в школе. И лишь игра «Калейдоскоп профессий» компании Уникум подходит для разового проведения и даёт эффект за одну игру. Её-то я и выбрала.

Ура! Я её нашла!

igrovaya-proforientatsiya-dlya-shkolnikov-v-moskve

Итак, я приобрела игру, прошла обучение её ведению и начала проводить игру примерно 2-3 раза в месяц. В игре могут участвовать от 2 до 6 подростков в возрасте от 11 до 15 лет, а её продолжительность составляет примерно 4 часа.

Первые команды, которые ко мне приходили, — это были дети моих взрослых клиентов и их друзья и одноклассники.

Уже потом стали подтягиваться клиенты по «сарафанному радио» и приходить по рекламе.

В чём же заключается уникальность игры «Калейдоскоп профессий» и что приобретают участники в процессе? Я обязательно отвечу на эти вопросы.

Но сначала я хочу ответить на несколько вопросов, которые вы, уважаемые родители подростков, мне часто задаёте прежде, чем отправить своего ребёнка ко мне на игру.

Игра vs Профориентационное тестирование, — что лучше?

— «Заменит ли игра «Калейдоскоп профессий» профориентационное тестирование?», — спрашиваете меня вы.

— «Нет, — отвечаю я. Игра – это «симулятор процесса выбора профессии», — такое вот словосочетание я для неё подобрала. Это означает, что у вашего ребёнка к концу игры будет выстроена модель того, через какие этапы ему придётся пройти через 2.. 3… 5 лет (в зависимости от того, сколько ему лет сейчас и будет он получать среднее специальное или высшее образование).

Что останется у ребёнка после игры? Как фиксируются результаты?

igrovaya-proforientatsiya-dlya-shkolnikov-v-moskve

Для игры я разработала специальный бланк – «маршрутный лист», который обычно входит в комплект большинства психологических и трансформационных настольных игр. Но у «Калейдоскопа профессий» его почему-то не оказалось.

Поэтому сначала я предлагала ребятам вести записи на чистом листе бумаги, но это оказалось неудобно, и тогда я разработала бланк, который занимает две стороны листа А4.

Именно там, по порядку, в хронологической последовательности, участники фиксируют всё, что было на игре. Его ребята забирают домой. В нём всё очень понятно и довольно подробно расписано, поэтому вашему ребёнку-подростку не составит труда рассказать вам о том, чем мы занимались 4 часа.

Из каких этапов состоит игра, что в ней происходит?

В процессе игры мы проходим следующие этапы:

1. Знакомимся с игрой и её правилами

В начале игры я рассказываю о самой игре и о правилах. Показываю поле, на котором находятся шесть «городов профессий»

— Город врачей

— Город учителей

— Город юристов

— Город экономистов

— Город купцов

— Город инженеров

Также на игровом поле расположено множество «домиков», — мест работы будущих специалистов каждого направления.

2. Изучаем профессии, которые есть в игре

Я предлагаю ребятам познакомиться со 110 профессиями, которые распределены по этим шести городам. В каждой из 110 карточек с профессиями написано:

— Название профессии

— Чем занимается этот специалист

— Где он может работать

— Какие способности необходимы для работы по данной профессии

— Как им стать (какое образование необходимо получить)

— Какая зарплата у специалиста в игре.

 

На этом этапе у ребят есть возможность получить информацию о разных профессиях, в том числе о тех, о которых они возможно ещё не слышали.

Например, в игре есть такие профессии: тьютор, социальный педагог, гувернёр, аллерголог, оценщик, актуарий, финансовый консультант, клиент-менеджер, байер, робототехник, веб-дизайнер, нотариус, медиатор.

Конечно же, в игре много и привычных, «старых» профессий, о которых игроки также узнают дополнительную информацию (какие способности необходимы и где могут работать эти специалисты).

На этом этапе некоторые участники уже выбирают себе одну или несколько профессий, которые им понравились больше других. Но если ребёнок совсем не готов определиться с выбором, тогда следующие этапы могут ему очень сильно в этом помочь.

3. Каждый участник выбирает мечту, на реализацию которой он будет играть

igrovaya-proforientatsiya-dlya-shkolnikov-v-moskve

Каждый игрок выбирает мечту, на реализацию которой он будет играть. И эта мечта не обязательно должна быть «профессиональной». Часто ребята говорят о том, что мечтают о собаке или о поездке в какую-то страну, или о новом сноуборде.

Затем мы определяет «стоимость мечты» в деньгах (в игре они называются «уникальности») и в ресурсах.

*** Ресурсы – отдельная тема в игре. О них мы много говорим. Сначала я спрашиваю ребят, что ещё кроме денег (которые могут быть истрачены на репетиторов, подготовительные курсы и т.п.) может понадобиться для получения желаемого образования и трудоустройства на хорошую работу? И обычно они перечисляют следующие:

  • Знания
  • Умения и навыки
  • Опыт
  • Связи («блат» на языке подростков)
  • Время

И в игре есть возможность эти ресурсы зарабатывать.

Чтобы у каждого игрока был интерес, азарт играть, им необходимо заработать к концу игры столько денег и ресурсов, сколько стоит их мечта. И эта необходимость дополнительно «подогревает» участников, делает игру более энергичной.

4. Чем мне нравится заниматься?

Это очень важный этап. На нём мы говорим о том, что самый лучший вариант, когда в основу будущей профессии ложится «любимое дело», — хобби, увлечение, которое приносит радость.

На этом этапе игры я прошу всех участников заполнить табличку «Чем я люблю заниматься/что я люблю делать с детства». И после того, как они записывают туда всё, что вспомнили (например, «я люблю рисовать, танцевать, играть в прятки»), я зачитываю им дополнительно стопку карточек из игры (там есть, к примеру, такие: собирать модели кораблей и самолётов; изучать энциклопедии; наводить порядок; заниматься с младшими детьми и т.п.).

И после этого я прошу ещё раз посмотреть, какие из представленных в игре профессий могут подойти каждому участнику (обычно здесь те, кто до сих пор не определился с выбором, уже готовы выбрать одну или несколько профессий.

И здесь начинается процесс «накопления ресурсов», — игроки получают по одному ресурсу за каждое совпадение их любимого занятия с тем, что может помочь в будущей профессии (например, учителю точно пригодятся любовь к детям и к чтению, а программисту – к компьютерам и компьютерным программам).

И на этом этапе иногда выясняется, что то, чем ребёнку нравится заниматься, совершенно не совпадает с той профессией, которую он выбрал. Проясняя этот вопрос, становятся понятны причины его выбора: родители хотят или друг собирается идти учиться, а я с ним за компанию.

В таких случаях я предлагаю участнику пересмотреть свой выбор и всё-таки остановиться на той профессии, которая ему больше подходит.  

5. Движемся в сторону выбранной профессии

igrovaya-proforientatsiya-dlya-shkolnikov-v-moskve

И вот, наконец, игроки разобрали фишки, поставили их у входа в выбранный «город профессий» и начинают по очереди бросать кубик. И прежде, чем они доберутся до профессии, каждому из них предстоит ответить на несколько вопросов, попадая на соответствующее поле:

— Способности – на этой клеточке мы выясняем, есть ли у участника способности, которые необходимы в будущей профессии. За каждое совпадение +1 ресурс.

— Семья – это клеточка, на которой мы выясняем, кто из окружения ребёнка может помочь ему в сборе информации о выбранной профессии, подготовке и поступлении в выбранное учебное заведение.

— Чувства – здесь мы говорим, какие чувства возникают, когда участник думает о будущей профессии. И если это, допустим, страх, то чего именно он боится?

Когда на кубике выпадает заветное число, и игрок оказывается на клеточке «Профессия», — это означает, что он переходит на этап поиска работы, предварительно пропустив ход (время учёбы в вузе или колледже) и заплатив игровыми деньгами за получение образования (да, в игре это платная опция).

6. Поиск работы

Исходя из информации, которая указана в его карточке с профессией, участник выбирает «домик» в своём направлении, то есть место работы. К нему он будет двигаться на этом этапе игры.

*** И вот здесь мы обсуждаем, как это сейчас выглядит в жизни. Говорим о «работных сайтах» типа hh.ru и superjob.ru. О том, что такое РЕЗЮМЕ и что там указывается. А что означает ВАКАНСИЯ. И как вообще проходит процесс общения РАБОТОДАТЕЛЯ и СОИСКАТЕЛЯ. Что происходит на СОБЕСЕДОВАНИИ.

Для кого-то из подростков эта информация не является новой. А кто-то действительно слышит об этом впервые (конечно же, многое зависит и от возраста участников, ведь 11 лет и 15 – это огромная разница).

Ещё на этом этапе есть волшебное поле – «звёздочка». Попадая на него, участник приобретает хобби. А оно, в свою очередь, начинает приносить игроку ресурсы.

*** В жизни ведь тоже так: можно работать программистом, а в свободное от работы время писать картины, продавать их и даже участвовать в выставках. Поэтому в игре, как и в жизни, хобби может быть очень полезным в плане заработка. Кроме того, в какой-то момент хобби может перерасти в основную работу.

*** Ещё здесь мы говорим об основном отличии хобби (увлечения) от работы. Вы, конечно, знаете, в чём оно заключается, да? Правильно! В том, что основной смысл работы – зарабатывание денег. А основной смысл хобби – получение удовольствия и радости. При этом в работе можно получать радость, а хобби может приносить деньги.

И, кстати, на этом этапе каждый участник может решить, что ему необходимо ещё одно образование и получить его, пройдя ещё раз описанный выше маршрут.

7. Этап создания проектов

igrovaya-proforientatsiya-dlya-shkolnikov-v-moskve

Когда все игроки дошли до своих мест работы (домиков) и кто-то даже успел в ожидании остальных поработать и получить заработную плату, наступает самый творческий этап игры «Калейдоскоп профессий», — создание собственных проектов.

Участники объединяются в команды по 2-3 человека и решают, какой социально значимый проект будут создавать.

Это может быть всё, что угодно. Например, были случаи, когда ребята создавали компании по производству космических кораблей для развития массового космического туризма.

Две девушки создали проект по разработке модной одежды для лётного состава, предусматривающей наличие удобных карманов для различных вещей первой необходимости, которые могут понадобиться в полёте.

Одна команда решила создавать санаторий, в который люди могут приезжать со своими домашними питомцами, и где предусмотрены процедуры как для хозяев, так и для их подопечных.

В общем, полёт фантазии у подростков бывает очень интенсивный.

 

Какие результаты получит ребёнок, поиграв в игру «Калейдоскоп профессий»?

И вот мы дошли до главного вопроса, — что получит подросток за 4 часа игры? Самое главное – он увидит весь процесс, который предстоит ему пройти, а также:

— Обогатит свой словарный запас названиями профессий, о которых он не знал, расширит свой кругозор

— Подумает над тем, какие из его увлечений могут стать основой в будущей профессии

— Будет гораздо лучше, чем до игры, представлять, каковы особенности различных профессий

— Примерится к одной или двум профессиям

— Задумается над тем, есть ли у него необходимые для выбранной профессии способности

— Проведёт 4 часа в компании ровесников, за увлекательным занятием

— Получит опыт взаимодействия и кооперации с другими участниками с целью создания чего-то общего.

И, в заключение этой статьи я хочу пригласить вашего ребёнка-подростка на игру «Калейдоскоп профессий», которую я провожу регулярно, по мере сбора группы. Поверьте, — игровая профориентация для школьников – это очень познавательно, занимательно и полезно.

И это будет ещё одним важным шагом к пониманию вашим ребёнком своего «места под солнцем».

Записаться на игру можно ЗДЕСЬ

Оцените статью и поделитесь:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(3 голоса, в среднем: 4 из 5)

Коментарии: нет

Оставить комментарий
X
Заказать обратный звонок